• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 29 мая 2012 года
  • Страховщики обещают, но не гарантируют
    Опубликовано: 2019-04-08 10:01:11

    «Минфин» продолжает цикл материалов о финансовых инструментах для пенсионных накоплений. В этой статье речь пойдет о договорах накопительного страхования жизни.


    После публикации предыдущего обзора, в котором мы рассматривали возможности накопления в НПФ и в банке на депозите, «Минфин» провел опрос читателей в Telegram — какой инструмент они предпочли бы, чтобы обеспечить себе безбедную старость.

    Безусловным победителем стала недвижимость — за нее проголосовало более половины респондентов. Накопительные договора страхования оказались лишь на предпоследнем месте. О таком способе сбережений задумывается только 9% читателей.

    Отчасти это объясняется тем, что страховые продукты — достаточно сложны. «Минфин» решил разобраться, какие бонусы получают владельцы полисов пенсионного страхования и с какими рисками они могут столкнуться.

     

    Копим на пенсию
    Компании активно продвигают программы накопительного страхования жизни. Кроме собственно накопления, они могут предусматривать и дополнительные риски — страхование на случай смерти, временной потери трудоспособности и критических заболеваний. Всего в Украине работает 31 компания по страхованию жизни, но наибольшее количество договоров заключают первые 10 лайфовых страховщиков.

    Упрощенно схема выглядит следующим образом: клиент регулярно вносит в компанию страховые взносы (ежемесячно, квартально или ежегодно) на протяжении срока, указанного в договоре. Как правило, он составляет 10 лет и более. Все это время страховщик распоряжается деньгами и зарабатывает для клиента инвестиционный доход.

    Когда срок накопления заканчивается, происходит все наоборот — компания начинает платить клиенту. А если тот не доживает до окончания срока договора, деньги получают его наследники.

    Выплаты происходят двумя способами. Клиент может получить все деньги за раз, или выбрать аннуитетную систему — то есть регулярные выплаты в течение определенного периода или до момента смерти. Как только компания начинает делать выплаты, она перестает нести ответственность по риску смерти, инвалидности и т.д. Если клиент умрет до того, как страховщик выплатит ему всю накопленную сумму, разницу получит выгодоприобретатель — то есть лицо, указанное в договоре как наследник.

    Но условия выплаты существенно отличаются в разных программах. Поэтому нужно внимательно изучать договор до подписания, чтобы в итоге не остаться у разбитого корыта.

    Часть средств, которые ежегодно вносит клиент, компания откладывает в резервы — то есть в «копилку», из которой в будущем будет выплачивать пенсию застрахованному. В первые годы в нее попадает не так много — всего 10 или 20% от страхового взноса. Остальное компания может потратить на выплату комиссионных агенту или на покрытие других расходов. То есть на первом этапе накапливается не так много. А вот в последующие годы в резервы направляется почти весь взнос, и пенсионный капитал страхователя быстро растет.

    Клиент всегда может прикинуть, сколько денег накопилось на его счету. В каждом договоре указывается размер выкупной суммы — той части средств, которую модно забрать в случае расторжения страхового договора. В разные годы этот показатель будет разным. Чем дольше действует договор, тем больше выкупная сумма. По большому счету, это и есть размер страхового резерва, на который начисляется инвестиционный доход.

    Преимущества
    Наличие в страховом договоре дополнительных опций. Страхование позволяет не только накопить капитал на старость и заработать дополнительный инвестдоход, но и получить выплату при наступлении непредвиденных событий. В случае смерти родные погибшего получат 100% страховой суммы, даже если он не успел всю ее накопить. Если застрахованный получит инвалидность, ему положена разовая выплата. Ее размер устанавливается в договоре и в зависимости от степени инвалидности может достигать 100% страховой суммы.

    Простота получения выплаты. В случае непредвиденной смерти страховую выплату могут получить не только наследники по закону, но и другие лица, в том числе и банк, если клиент указал их в своем договоре в качестве выгодоприобретателей. Особенно выгодно это для людей, не живущих в официальном браке.

    Гарантия от финансовых потерь. По закону страховщик может обещать клиенту не более 4% годовых. Но как и в случае с НПФ, его инвестиционная деятельность может оказаться убыточной. В этом случае, в отличие от пенсионного фонда, страховщик не имеет права уменьшать страховые резервы клиента. Покрыть полученные убытки он должен за счет собственного капитала, а не за счет пенсионных накоплений. Поэтому вопрос качества и достаточности собственного капитала страховщиков очень важен и должен тщательно контролироваться Нацкомфинуслуг.

    Недостатки
    Закрытость. Страховщики крайне редко публикуют данные о полученном инвестдоходе за предыдущий год. Закон обязывает их гарантировать клиентам доходность в размере не более 4%. Все, что компании удалось заработать сверх этой суммы, считается негарантированным бонусом.

    Согласно нормативам, до 15% от общей суммы инвестдохода компания может оставлять себе, остальное она обязана распределять среди клиентов. Рейтингов или открытых площадок, где клиент мог бы получить информацию о реальной доходности лайфовых компаний, сейчас не существует. Нет и кабинета клиента, где содержалась бы вся информация о текущем состоянии счета застрахованного. По закону страховщик должен сообщать клиенту о финансовом результате инвестирования не реже раза в год или в течение 30 дней после его письменного запроса. Узнать, какой инвестдоход заработала компания, не будучи ее клиентом, нельзя.

    Высокая доля МЛМ-продаж. Большинство продаж лайфовых программ происходит через посредников — так называемых «финансовых консультантов», которые по сути являются обычными страховыми агентами. Это затрудняет объективный анализ аналогичных предложений других страховых компаний.

    Страхование жизни остается оффлайн услугой. Заключить договор страхования в Интернете возможно лишь в том случае, если речь идет о небольших страховых суммах. Если клиент хочет застраховать свою жизнь на сумму от 100 тыс. грн., компания потребует, чтобы он прошел медосмотр.

    Большой удельный вес накладных расходов. Если в случае с НПФ закон четко ограничивает максимальный размер комиссионных и других платежей обслуживающих компаний, которые финансируются за счет пенсионных активов клиента, то в страховании таких ограничений не существует.

    «По закону затраты на ведение дела по накопительным договорам не должны превышать 5%равномерно распределяющихся на первые 5 лет действия договора. В случае с рисковыми договорами (страхование на случай смерти, потери трудоспособности и других рисков) – не более 20% страхового платежа для договоров, сроком действия 1 год, и не более 30% платежа за первый год для договоров сроком действия больше одного года», — рассказал член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

    На практике комиссии и затраты могут достигать 80% от премии первого года, т.е. компания берет их как бы «авансом» от платежей 2-го, 3-го и последующих лет. В любом случае, затраты на ведение дела у страховщиков оказываются выше, чем у НПФ.

    Отсутствие государственных гарантий. Страховая компания может обанкротиться. Только за последние несколько лет рынок покинули СК «Зенит», СК «Гарант-Лайф», СК «ЭККО», СК «Илличевская-Жизнь», СК «Классик Страхование», оставив без денег более 10 тыс. клиентов. Никаких государственных гарантий для застрахованных на этот случай не предусмотрено. Также отсутствует механизм перевода накоплений в другую страховую компанию, наподобие того, как это сделано в НПФ. Например, в случае с СК «Зенит» часть страховщиков согласились спасти клиентов компании и забрали их под свое крыло, частично компенсировав потери прежней компании. Но это был единственный случай, после этого подобных прецедентов не было.

    В случае банкротства страховщика, даже если у него остались деньги, крайне трудно доказать, что эти средства – именно резерв по страхованию жизни, который не должен попасть в общую ликвидационную массу. Эти деньги могут списать на покрытие задолженности по заработной плате сотрудникам или выплату государству неуплаченных налогов.

    Досрочное расторжение договора чревато для клиента значительной потерей накоплений. Фактически это делает нецелесообразным расторжение договоров в первые 7 лет. Если финансовое состояние клиента изменилось – он может прекратить уплату страховых взносов, переведя свой договор в оплаченный. Но в этом случае страховая защита на случай непредвиденной смерти и прочих рисков прекращает действие. Еще один вариант — уменьшить сумму регулярных платежей.

    Налогообложение страховых выплат
    Как сказано выше, страховщик платит клиенту в 2 случаях: либо при наступлении риска, предусмотренного договором (смерть, инвалидность, критическое заболевание), либо при дожитии застрахованного до окончания действия договора. В последнем случае кроме общей суммы накоплений компания выплачивает и инвестиционный доход, который она заработала для клиента.

     

     

    Таким образом, избежать налогов можно лишь в случае, если застрахованный умер или если на момент окончания договора ему исполнится 70 лет и он получит не всю страховую сумму сразу, а выплату в порядке аннуитета.

    Чтобы частично вернуть налоги, можно воспользоваться налоговой льготой в размере 18% от уплаченных за год страховых платежей.

    Оформлять возврат налоговой льготы застрахованный должен самостоятельно. Делать это необходимо каждый год, ведь если вы не воспользовались налоговой льготой в прошлом году, то использовать эти средства в следующем году невозможно. Сумма уплаченных налогов возвращается страхователю по итогам заполнения налоговой декларации. Государство вернет не более 18% уплаченных в течение года страховых взносов по этому договору (это не более 2490 грн./месяц за платежи внесенные в 2018 году).

    Кто может претендовать на налоговую льготу:
    — резидент Украины, имеющий идентификационный код

    — лицо, получающее доходы в виде заработной платы (то есть частный предприниматель права на налоговую льготу не имеет)

    — застрахованный по накопительному договору страхования, срок которого составляет не менее 5 лет.

    Регина Дацюк

    Источник: Минфин



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости финансовых рынков Украины и мира ELCOMART.UA" обязательна.

    ООО "Мегапрайм груп" (Megaprime Group LLC). тел. +380-50-441-7388; ICQ: 390513874
    Электронная почта проекта: info@elcomart.ua. Корпоративные контакты: info@megaprime.com.ua, www.megaprime.com.ua Партнеры: www.e-news.com.ua, www.agrinews.com.ua, www.neboley.com.ua, www.bookmarket.in.ua
    megaprime.com.ua
    bigmir)net TOP 100
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © ООО "Мегапрайм груп". Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на www.elcomart.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию, представленную на www.elcomart.ua, принадлежат ООО "Мегапрайм груп".